Системы мониторинга колесного транспорта
& C: Какова общая ситуация на российском рынке?
Алексей Киселев, аналитик компании «Русские Навигационные Технологии»
Поддержка государства оказывает позитивное влияние на рынок ГЛОНАСС/GPS систем. Развитие космической программы, развитие инфраструктуры пассажирского транспорта, создание координационного органа – федерального спутникового оператора, выработка государственных стандартов – все это вклад государства, способствующий развитию отрасли.
В целом, активность на рынке высокая. Наибольший интерес к системам мониторинга проявляют государственные структуры и крупный бизнес, занятый в основном в нефтегазовой отрасли, промышленности и торговле. В государственном и муниципальном секторе развитие происходит под влиянием законодательных и ценовых факторов. В Законе «О навигационной деятельности» и сопутствующих нормативных актах явно указано, что с 1 января 2011 года средствами навигации с поддержкой ГЛОНАСС в обязательном порядке должен быть обеспечен общественный транспорт, транспорт, перевозящий грузы, а также – технические средства, необходимые для проведения геодезических и кадастровых работ. Хотя этот срок несколько раз отодвигался, руководители предприятий и автопарков всячески пытаются ускорить этот процесс. Но какое-то время динамика развития систем с поддержкой ГЛОНАСС сдерживалась высокими ценами и дефицитом навигационных приемников. Процесс пошел веселее, когда цены начали снижаться, а потребительские характеристики приемников ГЛОНАСС приблизились к GPS-аналогам. Этому способствовали и российские разработки, такие как продукция КБ «НАВИС» (модель приемника NV08C) и КБ «ГеоСтар навигация» (модель приемника Геос-3М). Эти приемники компактны, имеют низкое энергопотребление и высокую чувствительность. Кроме того, аналогичные приемники начали выпускать зарубежные производители, известные на международном рынке микроэлектроники – Telit, SkyTrack и др. Это усилило конкуренцию, и цены существенно снизились.
Если исходить из объемов оснащенного транспорта и общего потенциала, то по разным оценкам оснащено системами мониторинга транспорта 1-1,5 млн. единиц автомобильной техники, а общий потенциал – 7-10 млн. единиц.
К процессу подключились операторы сотовой связи, которые начали выпуск собственных навигационных продуктов. Рынок традиционной голосовой связи фактически исчерпал для них возможности роста, и перспективы расширения – в услугах связи для М2М и транспортной телематики. Такие организации, как ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС Форум», агентство Berg Insight, регулярно проводят исследования рынка М2М, по данным которых российский рынок растет на 80-100 % в год, опережая по этому показателю рынок европейский, где уровень насыщения выше и рост постепенно замедляется.
Михаил Лисенков, генеральный директор GLONASS System
Активное развитие рынка началось примерно в 2004-2005 годах и до сих пор продолжается, так как системы постоянно создаются и улучшаются, а предела совершенству здесь нет.
Сейчас динамика изменилась в лучшую сторону ввиду того, что существует программа на правительственном уровне и происходит повсеместное внедрение системы ГЛОНАСС в самых различных областях. По моему мнению, рынок будет расти в арифметической прогрессии.
Владислав Берент, генеральный директор ГК «Аркан»
Системы мониторинга транспорта – общепринятая мировая практика, которая давно и успешно используется в западных бизнес-процессах.
Сейчас эта тенденция является одной из главных и на российском рынке. Поддержка рынка ГЛОНАСС и, как следствие, мониторинга колесного транспорта достаточно серьезно стимулируется со стороны государства. Стоит отметить, что оно не просто поддерживает рынок ГЛОНАСС, но и активно развивает собственную навигационную систему. Так, Владимир Путин одобрил предложение правительства вложить 3 млрд. рублей до 2015 года в обеспечение навигационными системами транспорта – и это является позитивным примером для бизнеса.
Мониторинг колесного транспорта является драйвером рынка мобильного М2М. По прогнозам российских исследователей, данная тенденция сохранится в ближайшие годы: ожидается, что рынок вырастет с 23 % в 2010 году до 66 % в 2015 году. Подобная динамика объясняется потребностями государственно-регулируемого сектора экономики, а также увеличивающимся спросом со стороны среднего бизнеса. Общий объем рынка М2М на 2010 год составил 35 млрд. рублей, из которых 10,85 млрд. – мониторинг транспорта.
N & C: Каковы новые разработки и особенности решений?
Владислав Берент, ГК «Аркан»
В данный момент рынок переходит с элементов объектового оборудования на базе приемника GPS на устройства, позволяющие принимать совмещенные сигналы от различных спутниковых группировок ГЛОНАСС/GPS/ Galileo. Оборудование переводится на сети 3G и 4G, что способствует ускорению передачи данных. Рассматриваются различные варианты по передаче мультимедиа контента от сервера до непосредственного пользователя данного мониторингового блока. Также ведутся разработки по минимизации самих ГЛОНАСС/GPS приемников, как в части их физических размеров, так и энергопотребления. Появляются различные модули для использования шины CAN автомобиля и снятия с нее детальной информации – количество моточасов наработки двигателя, фактически израсходованное количество топлива согласно показаниям бортового компьютера и другие данные, позволяющие качественно и детально диагностировать работоспособность узлов и агрегатов транспортного средства. Разрабатываются различные дополнительные датчики и исполнительные механизмы, монтируемые совместно с системой.
Алексей Киселев, «Русские Навигационные Технологии»
Все зависит, в первую очередь, от потребностей заказчика. Во многих организациях транспортные процессы схожие, но специфика работы и точки контроля могут быть разные. Отсюда и разница в подходах к комплектованию систем и внедрению специализированных решений.
Относительно традиционными задачами являются мониторинг навигационных параметров (местонахождение, пробег, скорость, остановки и стоянки, траектория пройденного пути) и контроль топлива. Но иногда заказчику требуется решение нестандартных задач. Например, оценить стиль вождения для повышения безопасности перевозок. Для этого была разработана система «Безопасное вождение», учитывающая интенсивность ускорений, торможений, количество аварийных ситуаций, использование света фар и ремней безопасности.
Многие разработки носят сугубо отраслевой характер. Например, для строительства актуальных мест загрузки и разгрузки строительных материалов, количество перевезенных материалов за смену, учет работы строительной техники на объекте. Из совокупности задач, специфичных для отдельной отрасли, формируются специализированные отраслевые решения.
Можно отметить серьезные изменения в области управления пассажирским транспортом. Выпущен целый ряд нормативных актов, вступили в силу государственные стандарты – «Системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом». В состав требований к системе входит множество технических новинок, таких как автоинформаторы, связанные с ГЛОНАСС/GPS-системой, видеорегистраторы, системы учета пассажиропотока. Разработчики систем мониторинга активно включились в разработку решений, соответствующих этим ГОСТам.
Михаил Лисенков, GLONASS System
Направлений развития очень много. В первую очередь, это защита от скачков напряжения и быстродействие системы. Также очень важно, чтобы блок хорошо прорисовывал трек, так как систему смотрят в режиме реального времени. Здесь многое зависит от программистов. Другое направление – повышение вандалостойкости оборудования. Для водителей установка системы часто бывает серьезным ударом – они теряют доход от слитого топлива и возможность использования автомобиля для личных целей. Отсюда возникает желание вывести систему из строя.
В 70 % случаев все проходит нормально и водители смиряются, но в 25-30 % все происходит не так гладко, причем процесс может растянуться на год-полтора. Не редкость и откровенный саботаж или открытая порча оборудования.
Сергей Смирнов, менеджер отдела продаж решений позиционирования ОАО «Ситроникс»
В данный момент «Ситроникс» тестирует видеокамеры, которые в режиме онлайн будут показывать картинку объекта слежения (например, стройплощадки или нефтяной вышки). В дальнейшем планируется интеграция данной функции с порталом «Ника» с обеспечением возможности подключения к оборудованию для мониторинга транспорта. Данное решение будет актуально для общественного транспорта.
N & C: Конкуренция и перспективы на будущее
Владислав Берент, ГК «Аркан»
В настоящее время участники рынка располагают приблизительно одинаковым с точки зрения технических характеристик и стабильности работы бортовым оборудованием и предоставляют сопоставимое качество М2М услуг. В этом смысле можно говорить о том, что основная конкуренция между производителями, разработчиками и интеграторами разворачивается в части функциональности программного обеспечения, в работоспособности всей системы в целом и в количестве успешно реализованных проектов.Оснащение транспортного парка, как государственных монополий, так и частных компаний системами мониторинга является тенденцией времени.
Также в числе общих тенденций – увеличение количества бортовых терминалов и последующий рост М2М услуг, предоставление супероператорами специализированных тарифов для М2М услуг.
Алексей Киселев, «Русские Навигационные Технологии»
Крупных игроков конечно, немного, но они есть, как среди производителей системы, так и среди системных интеграторов, импортеров и дистрибуторов. За каждого крупного заказчика обычно борются 5-6 компаний, иногда некоторые крупные проекты реализуются совместно несколькими компаниями.
Что касается самих систем мониторинга транспорта, которые всегда на слуху, то их можно пересчитать по пальцам. Это такие системы, как «Автотрекер», «М2М телематика», «АвтоГРАФ», «Гранит», «СКАУТ», «Навигатор Технолоджи». Есть также относительно большие компании, которые разрабатывают диспетчерское и логистическое программное обеспечение, и интегрируют его со сторонним навигационным оборудованием. Это такие разработчики, как «Антор» и «ИТС-софт». В последние два года и до недавнего времени, активную работу, особенно в рамках государственных проектов, вел федеральный спутниковый оператор ОАО «Навигационно-информационные системы». Он курировал большинство крупных государственных проектов по внедрению спутниковых систем мониторинга транспорта, выступая фактически монополистом в построении крупных интеллектуальных транспортных систем.
Наиболее значимая тенденция – передел рынка и смещение его в сторону крупных игроков.
Кроме того, наметилась некая специализация в оказании услуг. Например, появились компании, которые занимаются только программным обеспечением или только производством оборудования, или только внедрением. Одним словом, специализированными видами деятельности.
С удешевлением сотовых телефонов и смартфонов с GPS, получили развитие сервисы персональной навигации и традиционные персональные GPS-трекеры постепенно отмирают – их заменяют смартфоны, так как по цене они практически сравнялись, а по функциональности гораздо выше. Для них создается множество программ, позволяющих контролировать удаленно работу сотрудников на территории.
Сергей Смирнов, ОАО «Ситроникс»
На дворе 21 век, эра нанотехнологий. Развитие данного направления будет только ускоряться, причем не только в корпоративном сегменте. Очень интересен и сегмент b2c, иными словами средства мониторинга скоро будут доступны абсолютно каждому.
Андрей Куликов
о безопасности всё!